Яковец Ю.В. Интегральная теория происхождения эволюции и будущего цивилизаций

Яковец Ю.В. – д.э.н., профессор. Президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, председатель отделения цивилизационных исследований РАЕН и МАГИ

1. Введение. Мир цивилизаций – вершина эволюции человека и общества

1.1. Мир цивилизаций

Мир цивилизаций включает:

глобальную цивилизацию – человеческое общество на стадии цивилизационного развития, начиная с неолитической революции около 10 тысячелетий назад и городской революции около семи тысячелетий назад;

мировые цивилизации — эпохи в развитии глобальной цивилизации (неолитическая, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеиндустриальная и индустриальная мировые цивилизации);

локальные цивилизации – социальные мегасистемы возникшие более 5 тыс. назад и отражающие особенности цивилизационного развития в различных регионах Ойкумены (населенной части планеты). Вместе с мировыми цивилизациями происходит смена поколений локальных цивилизаций.

1.2. Вершина эволюции вида homo sapiens

Возникновение мира цивилизаций является вершиной эволюции вида homo sapiens, началом перехода от потребительского к производящему обществу. Становление основ научного познания и ноосферы. Это открыло возможности для опознания использования закономерностей развития природы и человека к ускоренному росту производительных сил и превращения научной мысли в планетную силу преобразующую биосферу[1].

Вместе с тем, это значительно усложнило развития общества и потребовало осознания закономерностей его развития, сложного и динамичного взаимодействия социальных систем, возникла система общественных наук. Более двух столетий назад были заложены основы теории цивилизаций, монографии первого российского академика – экономиста А.Шторха «Курс политической экономии», часть 2 «Теория цивилизаций», опубликованный в Санкт-Петеррбурге в 1815 году[2].

Основы теории цивилизаций получили дальнейшее развитие в трудах Франсуа Гизо (1828), Амвросия Метлинского (1239), Томаса Бокля (1858), Николая Данилевского (1859), Освальда Шпенглера (1918), в ряде трудов англ. историков и Питирима Сорокина.

 Сначала XXI века российской цивилизационной школой сформирована интегральная теория цивилизаций, как важнейшая составная часть интегральной парадигмы обществознания, проявлением взрыва научного творчества в ответ на глобальный цивилизационный кризис, развернувшийся на планете с конца XX века.

1.3. Формирование интегральной теории цивилизаций

Согласно теории динамики научного знания В.И. Вернадского, развитие науки идет не равномерно. Периодически происходят взрывы научного творчества (научные революции), итогом которых являются формирование новой научной картины мира (парадигмы). Научные революции происходят при смене сверхдолгосрочных цивилизационных циклов и способствуют преодолению цивилизационного кризиса на основе волны эпохальных и базисных инноваций и переходу к повышательной волне новой мировой цивилизации.

Цивилизационный кризис конца XX начала XXI веков обусловленный закатом индустриальной рыночно-капиталлистической мировой цивилизации и становлением интегральной гуманистически-ноосферной цивилизации сопровождается научной революцией XXI века и формированием новой картины стремительно меняющегося мира. Приоритетным направлением этой революции являются науки об обществе и его взаимодействии с природой. Формируется новая парадигма общественных и экологических наук, отвечающая реалиям XXI века.

Фундаментальные основы этой парадигмы заложены в трудах великих мыслителей XX века – Питирима Сорокина и Николая Кондратьева, Владимира Вернадского и Никиты Моисеева, Йозефа Шумпетера и Саймона Кузнеца, Арнольда Тойнби и Элвина Тоффлера, Фернана Броделя и Василия Леонтьева.

Это наследие воспринято, синтезировано и развито современными научными школами (русского циклизма, цивилизационной, ноосферной, интегрального макропрогнозирования, инновационно-технологической, социодемографической и другими), которые занимают лидирующие позиции в формировании интегральной парадигмы обществознания. Это объясняется тем, что Россия находится в эпицентре современного цивилизационного кризиса и опирается на глубокую традицию междисциплинарных фундаментальных исследований.

Центральным звеном новой парадигмы обществознания является формирование новой отрасли научного знания – цивилиографии (науки о цивилизациях), создание единой теории происхождения и эволюции цивилизаций, раскрытие системы законов цивилизационной динамики и обоснование стратегий их использования для преодоления цивилизационного кризиса становления гуманистически-ноосферной интегральной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства.

Итогом фундаментальных исследований последней четверти века в этой области стало формирование новой теории происхождения и эволюции цивилизаций, которая впервые публикуется в настоящем докладе 27 декабря 2018 года.

2. Происхождение и этапы эволюции цивилизации

Высшим достижением эволюции человека стал переход к цивилизационной стадии развития. Первым этапом этого перехода – неолитическая революция около десяти тысячелетий назад, когда в узкой полосе к северу от экватора возникло общественное разделение труда, искусственное воспроизводство на основе накопленного запаса имперических знаний, проявления первичного этапа ноосферы. Вторым этапом сформировались основы неолитической цивилизации.

Через пару тысячелетий произошла городская революция – возникло второе крупное общественное разделение труда, выделение ремесла, строительства, обмена, концентрации в городах значительного числа жителей, что способствовало накоплению знаний и преобразующей творческой силы человека.

Третьим крупным общественным разделением труда, стало возникновение более пяти тысячелетий назад в долинах великих исторических рек и Средиземноморья локальных цивилизаций первого поколения. Произошло возникновение государств, классов, торговли, отделение умственного труда от физического, формирование групп людей взявших на себя властные функции. Это способствовало скачкообразному росту производительности труда, проявлению основ науки, образования, культуры, и одновременно появлению войн как социального явления, развитию рабовладения и формированию нормативно-правовой базы государств и цивилизаций.

Дальнейшая эволюция цивилизаций шла в направлении смены мировых и поколения локальных цивилизаций, увеличению их разнообразия, расширению могущества и усилению воздействия на окружающий природный мир (эволюция ноосферы). Темпы цивилизационного развития многократно ускорялись и достигли максимума на рубеже XX-XXI веков.

В XXI веке возникла угроза цивилизационного разнообразия и самого мира цивилизаций. Зиновьев А. отмечал, что в новом столетии не будет места для локальных цивилизаций. Человечество превратится в «глобальный человейник», усиливаются угрозы потери растущей части цивилизационного наследия и разнообразия, чему способствует переход к цифровой экономике и глобальным унифицированным информационным системам. Потеря цивилизационного разнообразия не менее опасна для будущего человечества, чем потеря биологического разнообразия в живой природе. Усилия человечества должны быть направлены на сохранение системы цивилизационных ценностей и цивилизационного разнообразия на новом витке исторической спирали.

3. Интегральная теория происхождения эволюции и взаимодействия цивилизаций

3.1. Теория происхождения и эволюции вида Homo Sapiens

Научное наследие Питирима Сорокина использовано и развито при выработке Российской цивилизационной школой интегральной теории происхождения эволюции и взаимодействия цивилизаций, которая впервые была представлена в Докладе на XXXX-й Междисциплинарной дискуссии «Лидерство российских ученых в формировании интегральной парадигмы обществознания» (г. Москва, 27 декабря 2018 года).

Общепризнано положение Фридриха Энгельса, что труд создал человека. Однако в действительности мозг создал человека: Появление человека является результатом действия закона цефализации – увеличения объема и расширения функций головного мозга у млекопитающих. По оценке ученых за три миллиона лет развития рода homo сменилось 24 биологических вида этого рода. На смену неандертальцу (численность которого достигала максимальная 70 тысяч особей в течение последних ста тысячелетий) пришел вид homo sapiens. В дополнении к присущей всем живым организмам первой сигнальной системе (получение информации через рецепторы зрения, слуха, обоняния и осязания), он приобрел вторую сигнальную систему (способность к обобщению полученной первичной информации, логического мышления, пониманию закономерностей изменения окружающего мира и путей воздействия на него) и третью сигнальную систему (виртуальный мир, создаваемый мозгом – сны, мифология, культуры и искусства, морали, нравственности, религия, современный компьютерный и виртуальный мир). Это многократно увеличило жизнестойкость, способность к пониманию и преобразованию окружающего мира, и привело к возникновению ноосферы – сферы разума, превращению научной мысли в планетарное явление.

В решающей роли деятельности мозга человека в происхождении цивилизации его многообразие функций мозга деятельность является первоисточником появления трех отличительных признаков интегрального социокультурного строя сформулированных Питиримом Сорокиным: «синтез Истины, Добра и Красоты» и проявляется в научном познании закономерностей развития природы, общества и человека и использования этих закономерностей в интересах человека. Добро состоит в формировании нравственных основ поведения человека в коллективе и обществе, что отличает человека от  сообществ других биологических видов. Красота заключается в отражении гармонии и самого человека и его отражении в разнообразных видах искусства и культуры. Эволюция общества находит проявление в прогрессе и взаимосвязанной трансформации этих трех видов деятельности мозга человека при смене исторических эпох.

Численность людей приближаются к 8 млрд., они заселили всю ойкумену и прорвались в космос.

 В течение десятков тысяч лет из поколения в поколение передавался биосоциальный генотип человека разумного. При этом в наибольшей мере растерялся и изменялся социальный генотип.

Однако в XXI веке наблюдаются опасные тенденции в эволюции человека разумного, которые могут привести к его вырождению и исчезновению. Меняются образ жизни и структура питания человека. Наблюдаются тенденции постарения, падения креативности и снижение адаптивности к нарастающим изменениям в окружающем мире.  С одной стороны усиливается опасность появления нового вида — сверхчеловека, генномодифицированного и обладающего  новыми способностями на основе соединения с искусственным интеллектом. С другой стороны создание роботов с искусственным интеллектом (включая роботов — убийц) может привести к вырождению человека и непредсказуемому поведению мира киборгов. Эти тенденции требуют глубокого исследования и глубоких междисциплинарных исследований.

3.2. Происхождение и этапы эволюции цивилизации

Высшим достижением эволюции человека стал переход к цивилизационной стадии развития. Происхождение цивилизаций исследовано в монографии Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1894 года). В предисловии книги впервые сделан важный вывод о важнейшем значении воспроизводства человека в развитии общества. «Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять таки, бывает двоякого рода. С одной стороны — производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой -производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей»[3]. Фридрих Энгельс, вслед за американским историком Морганом Л.Г.рассматривал возникновение цивилизации как исторической ступени развития общества вслед за дикостью и варварством на основе развития общественного возникновения труда и возникновения государства: «Основывающаяся на этих устоях цивилизация совершила такие дела, до каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени. Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства».[4]

В то же время Фридрих Энгельс сводил возникновение цивилизации и государства к эксплуатации одного класса другим и вслед за Марксом предвидел уничтожение, отмирание государства в будущем коммунистическом обществе. Однако, общественное разделение труда и социального расслоения общества на классы одновременно, означало и сотрудничество между социальными группами, а государство выполняет важнейшие функции по организации и урегулированию взаимодействия между людьми на разных этапах эволюции цивилизации и с каждой новой исторической ступенью содержание функций государства меняется, но оно остается необходимым институтом регулирования развития общества взаимодействия различных социальных групп и положения и взаимоотношения между людьми в обществе.

Первым этапом этого перехода – неолитическая революция около десяти тысячелетий назад, когда в узкой полосе к северу от экватора возникло общественное разделение труда, искусственное воспроизводство на основе накопленного запаса имперических знаний, проявления первичного этапа ноосферы.

Вторым этапом сформировались основы неолитической цивилизации.

Через пару тысячелетий произошла городская революция – возникло второе крупное общественное разделение труда, выделение ремесла, строительства, обмена, концентрации в городах значительного числа жителей, что способствовало накоплению знаний и преобразующей творческой силы человека.

Третьим крупным общественным разделением труда стало возникновение более пяти тысячелетий назад в долинах великих исторических рек и Средиземноморья локальных цивилизаций первого поколения, произошло возникновение государств, классов, торговли, отделение умственного труда от физического, формирование групп людей взявших на себя властные функции. Это способствовало скачкообразному росту производительности труда, проявлению основ науки, образования, культуры, и одновременно появлению войн как социального явления, развитию рабовладения и формированию нормативно-правовой базы государств и цивилизаций.

Дальнейшая эволюция цивилизаций шла в направлении смены мировых и поколения локальных цивилизаций, увеличению их разнообразия, расширению могущества и усилению воздействия на окружающий природный мир (эволюция ноосферы). Темпы цивилизационного развития многократно ускорялись и достигли максимума на рубеже XX-XXI веков.

В XXI веке возникла угроза цивилизационного разнообразия и самого мира цивилизаций. А. Зиновьев отмечал, что в новом столетии не будет места для локальных цивилизаций. Человечество превратится в «глобальный человейник», усиливаются угрозы потери растущей части цивилизационного наследия и разнообразия, чему способствует переход к цифровой экономике и глобальным унифицированным информационным системам. Потеря цивилизационного разнообразия не менее опасна для будущего человечества, чем потеря биологического разнообразия в живой природе. Усилия человечества должны быть направлены на сохранение системы цивилизационных ценностей и цивилизационного разнообразия на новом витке исторической спирали.

3.3. Закономерности цикличной динамики цивилизаций

Мир цивилизаций, включающий систему локальных цивилизаций, объединяющую их совокупность – глобальную цивилизацию и мировую цивилизации как исторические эпохи динамики локальных и глобальной цивилизации развивается в соответствии с закономерностями цикличной динамики, что может быть выражено в виде исторической спирали динамики цивилизаций (рис.1).

Рисунок2.jpg

История цивилизаций по нашему представлению насчитывает 6 сменяющих друг друга мировых цивилизаций (неолитическая, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеиндустриальная, индустриальная и 4 поколения локальных цивилизаций за последние пять десятилетий).

 С конца XX века мир цивилизаций вступил в эпоху исторического разлома, заката индустриальной и становления интегральной гуманистически-ноосферной цивилизации, перехода от четвертого поколения локальных цивилизаций при доминировании Запада к пятому поколению при лидерстве Востока, начала перехода к третьему историческому суперциклу в динамике глобальной цивилизации. Это определяет глубину и длительность кризиса при смене цивилизационных суперциклов и одновременно перспективу перехода к новой исторической эпохе, на основе перехода к повышательной волне сверхдолгосрочных цивилизационных циклов со второй четверти XXI века.

В переходную эпоху проявляется закономерности цикличной динамики цивилизаций:

— закономерных периодических колебаний многовековой траектории динамики цивилизаций со сменой периодов подъема и упадка динамики мировых и локальных цивилизаций;

— периодические цивилизационные кризисы при смене сверхдолгосрочных циклов с трансформацией структуры и смены лидеров цивилизационного прогресса;

— закон зигзагообразной траектории динамики цивилизаций, общие тенденции усиления прогресса, периодические зигзаги, откаты назад – вперед в периоды цивилизационных кризисов;

— закон сжатия исторического времени, сокращения средней продолжительности сверхдолгочных циклов в динамике мировых и локальных цивилизаций, ускорения темпов перемен, особенно в переходные эпохи.

Знание законов цикличной динамики цивилизаций помогает раскрыть сущность цивилизационного кризиса как кризиса цивилизационного, обусловленного сменой сверхдолгосрочных циклов динамики мировых поколений локальных и глобальной цивилизации и определить перспективы перехода к восходящей волне седьмого цивилизационного цикла во второй четверти XXI века на основе становления интегральной гуманистически-ноосферной интегральной цивилизации, пятого поколения локальных цивилизаций, при лидерстве Востока.

4. Закономерности цивилизационной социогенетики

Познание законов цивилизационной динамики позволяет раскрыть внутреннюю структуру трансформации цивилизаций в ритме их цикличной динамики на основе раскрытия закономерностей цивилизационной социодинамики – наследственности, изменчивости и отбора.

Сущность цивилизации определяется ее наследственным ядром, включающим главные ее характерные черты. При смене цивилизационных циклов происходит обновление переменной части этого ядра за счет устранения устаревших элементов (закономерности изменчивости), отвечающих изменившимся условиям развития. В кризисные переходные периоды происходит отбор полезных изменений структуры цивилизационного генотипа — целенаправленной или стихийной (закономерность отбора). Сочетание жизнеспособности цивилизаций и ее адаптацию к меняющимся внутренним и внешним условиям развития на разных исторических эпохах.

Фундаментальные исследования цивилизационной социогенетики позволили раскрыть структуру генотипа цивилизаций, включающую 6 составляющих: природно-экологическую, социодемографическую, технологическую, экономическую, социокультурную и социально-политическую. При смене цивилизационных циклов происходит сбалансированная перестройка структуры генотипа цивилизаций на основе следующих закономерностей:

— природно-экологическая составляющая – смена природно-экологических циклов, этапы становления ноосферы, цикличность динамики природной ренты;

— социодемографическая составляющая – закон смены поколений, популяционные законы, закономерность повышения уровня и качества жизни населения;

— технологическая составляющая – закон смены поколений техники, технологических укладов и технологических способов производства и потребления, периодические технологические революции, закономерности инновационного развития;

— экономическая составляющая – среднесрочные, долгосрочные (Кондратьевские) и сверхдолгосрочные (цивилизационные) экономические циклы, закономерности выхода из экономических кризисов, цикличная динамика, закон эволюции и смены экономического строя, закономерности динамики собственности обмена и распределения, закон стоимости и денежного обращения;

 — социокультурная составляющая  — закономерности опережающего развития науки и образования в условиях становления ноосферы, закономерности цикличной динамики культуры, этики и религии;

— социально-политические закономерности – закономерность смены социально-политических циклов, социальных и политических революций, закон колебания геополитического маятника при смене поколений людей.

 В современную переходную эпоху все составляющие генотипа цивилизации находятся в кризисном состоянии; необходима выработка научно-обоснованной долгосрочной стратегии, сбалансированной перестройке структуры генотипа цивилизаций на основе познания и эффективного использования закономерностей и их трансформации.

Рис.2

Рис.3.

5. Теория ноосферы и законы коэволюции цивилизации и природы

Переход к цивилизационной стадии развития человечества стал высшим достижением эволюции природы и общества на планете Земля. Такой переход обусловлен умножением функций человеческого мозга (левополушарной деятельности) и накоплением имперических знаний, позволивших от свойственного всем живым организмам потребления результатов естественных процессов воспроизводства перейти к искусственному воспроизводству средств существования на основе развития земледелия и скотоводства. Тем самым было положено начало становлению ноосферы. Закон превращения биосферы в ноосферу был открыт В.И. Вернадским. С каждой исторической эпохой накапливались признаки становления ноосферы и трансформации цивилизационного процесса. Согласно Элвину Тоффлеру цивилизации первой волны носили аграрный характер, и лишь последние столетия преобладающим типом стала индустриальная цивилизация. С конца XX века развернулся переход к третьей волне – становлению нового типа цивилизаций, который я назвал гуманистически-ноосферной интегральной цивилизацией, развивая предвидение Питирима Сорокина о становлении интегрального социокультурного строя и Владимира Вернадского о развитии ноосферы.

 Никита Моисеев обосновал закон коэволюции общества и природы, усилению их взаимного влияния в процессе эволюции цивилизаций. Это взаимодействие носит двоякий характер – как созидательный, так и разрушительный. В основе перехода к новому циклу динамики цивилизаций лежит освоение новых природных ресурсов на базе использования новых знаний и технологий, что обеспечивает повышение производительности труда и уровня жизни населения и создает условия для значительного увеличения народонаселения. В то же время  периодически деятельность человека приводит к разрушению экосистем, накоплению отходов производства и жизнедеятельности людей и негативным изменениям климата. Экологические катастрофы стали причиной не малого количества локальных цивилизаций.

В XXI веке коэволюция природы и цивилизации приобретает критический характер. Нарастает угрозы дефицита и расточения природных ресурсов, увеличивается число жертв и разрушений от природных катастроф, загрязнения окружающей среды в густо населенных регионах достигло критического уровня. Силой человеческого разума созданы термоядерное оружие и другие средства массового уничтожения и другие средства, массовое применение которого способно не только уничтожить цивилизацию и человечество в целом, но и биосферу на планете Земля.

Возможны три сценария коэволюции цивилизации и природы в перспективе третьего тысячелетия:

— самоуничтожение человечества и цивилизаций в результате термоядерной войны, по выражению Питирима Сорокина «самокремация человечества»;

— деградация вида Homo Sapiens и его замена киборгами и технологическими  системами искусственного интеллекта;

— гармоничная коэволюция цивилизации и природы на основе освоения и преобладания созидательного типа их сопряжения, становления ноосферного способа производства и потребления и преобладания экологического мышления и нравственности.

6. Закономерности взаимодействия и взаимопроникновения локальных цивилизаций

6.1. Закономерность

Общей закономерностью является усиления взаимодействия между локальными цивилизациями в различных формах от противодействия и противоборства военных столкновений до диалога, партнерства и союзов.

Военные столкновения между цивилизациями не редко заканчиваются образованием мировых империй с включением в них покоренных цивилизаций (империя Александра Македонского, римская, монгольская, британская, австро-венгерская) либо их уничтожением (уничтожение американских цивилизаций ацтеков, майя и инков в результате завоевания западноевропейской цивилизации).

Диалог и партнерство цивилизации усиливает обмен новыми знаниями и техническими достижениями, расширяет обмен товарами, экономическими и культурными достижениями.

 В современную эпоху столкновение цивилизаций с применением оружия массового уничтожения может привести к гибели цивилизаций и ноосферы на земле. Настоятельной необходимостью становится расширение диалога и партнерства цивилизаций в ответ на вызовы XXI века. Поэтому не случайно новое тысячелетие началось с провозглашение ООН 2001 года годом Диалога между цивилизациями и принятия резолюции генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями». Однако в дальнейшей деятельности ООН эта резолюция оказалась во многом забыта, что способствовало обострению противоречий между цивилизациями и возникновению новой холодной мировой войны. Настоятельной необходимостью становится формирование устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций. Научной платформой такого партнерства являются доклады Ялтинского цивилизационного клуба[5]

6.2. Взаимопроникновение цивилизаций

Другой общей закономерностью и исторической тенденцией является усиление взаимопроникновения цивилизаций в результате переселения народов, межцивилизационных войн и миграции. В результате, только одна цивилизация (японская) является сравнительно однородной, в остальных локальных цивилизациях пятого поколения в большой или меньшей мере присутствуют элементы иных цивилизаций.

Можно проиллюстрировать это на примере истории цивилизаций на территории России. Первым этапом этой истории является возникновение в Северном и Восточном Причерноморье смешанной греко-скиффской цивилизации (тысячелетнее Боспорского царства). В результате образования сети греческих полюсов с VI века до нашей эры. Восточнославянская цивилизация (Новгородско-киевская Русь) возникла в результате взаимодействия славянских и финоугорских племен со скандинавским влиянием («путь из варяг в греки», Великих Волжский путь) и с Византийской цивилизацией. На формирование московской Руси значительное влияние оказала монгольская цивилизация (золотая орда), евразийская цивилизация формировалась с XVI века с включением в нее значительных элементов мусульманской цивилизации (Казанское, Астраханское, а затем Крымское ханство) народов западной Сибири. Российская империя складывалась под сильным влиянием западноевропейской цивилизации и период своего наивысшего распространения во второй четверти XIX века охватывала всю восточную Европу, Северную и Среднюю Азию, и Север Америки (Аляску). Советский союз в третьей четверти XX века включал элементы мусульманской цивилизации (в средней Азии, Поволжье, Северном Кавказе и Закавказье, Буддийской цивилизации (Бурятская, Калмытская и Тувинская автономные республики) и Восточноевропейские цивилизации (Прибалтийские республики).

Смешанные цивилизации рано или поздно дифференцируются. Так произошло с западной цивилизацией, которая в последней четверти XX века дифференцировалась на западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и океаническую. Можно ожидать, что к середине XXI века мусульманская цивилизация, которая включила в себя во второй половине первого тысячелетия несколько древних цивилизаций дифференцируется на арабскую, турецкую, тюркскую, персидскую, индоевропейскую и тихоакеанско-европейскую.

6.3. Закон колебания цивилизационного маятника

На протяжении примерно десяти тысячелетий цивилизационного развития эпицентр цивилизационного прогресса не однократно перемещался  по территории ойкумены. Периодизация истории цивилизаций идет по этим эпицентрам.

Зарождение цивилизаций одновременно с началом эпохи ноосферы произошло в период неолитической революции в узкой полосе к северу от экватора, в районе Ближнего и Среднего Востока. В этой же полосе развернулась городская революция около семи тысяч лет назад.

Эпицентром становления первого поколения локальных цивилизаций более пяти тысячелетий назад стали долины великих исторических рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и несколько позднее  Хуанхэ и Янзы, а также Восточное Средиземноморье (Финикийская  и Минойская цивилизации).

Эпицентр цивилизаций второго поколения переместился в Северное Средиземноморье — древнегреческая и древнеримская цивилизации. Параллельно, но обособлено развивались цивилизации нового света – центрально и северной части Южной Америки.

В эпоху Средневековья эпицентр цивилизационного развития переместился на Восток в Индию и Китай, где находилось половина населения Земли и производилось более половины мирового ВВП. Одновременно начиналось восхождение западно-европейской, восточно-славянской и недолгий период империи Чингисхана и чингизидов, а также стремительное распространение и подъем мусульманской цивилизации (арабский Халифат).

В новое время цивилизационный маятник качнулся в сторону Запада, лидерами четвертого поколения локальных цивилизаций стали Западная Европа и Российская империя с конца XIX века к ним присоединились США. Западная цивилизация установила колониальное господство на подавляющей части ойкумены, уничтожив американские цивилизации.

Со второй половины XX века начался отмеченный Питиримом Сорокиным и Арнольдом Тойнби процесс перемещения творческой активности  цивилизаций на Восток. Первой ступень встал взлет Японской цивилизации в 50-70-е годы, вслед за ней последовали китайская, буддийская и индийская цивилизации. Евразийская цивилизация, в лице СССР, достигнув вершины в 60-70-е годы, затем вступила в период стагнации (1980-е годы) и распада (1990-е годы). Однако с начала XXI века она становится  мировым лидером по формированию многополярного мироустройства.

Можно ожидать, что в перспективе до середины XXI века закрепится мировое лидерство восходящих цивилизаций Востока при потере прежнего доминирования и глубоком затяжном кризисе нисходящих цивилизаций Запада.

7. Сценарии будущего цивилизации в XXI веке

На базе разработанной автором совместно с Б.Н. Кузыком и А.И. Агеевым методологии интегрального макропрогнозирования синтезирующей теорию предвидения, циклично – генетический цивилизационный и ноосферные подходы, определены сценарии будущего цивилизаций. Эти сценарии носят более определенный детализированный характер на период до 2050 года, опираются на глобальный прогноз «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года (2008, 2009 гг.)  кластер отраслевых и проблемных прогнозов по основным составляющим генотипа цивилизации. Менее определенный характер носит прогноз до конца XXI века, базирующийся на демографическом прогнозе ООН на период до 2100 года. Предвидение будущего цивилизаций на более отдаленную перспективу до середины третьего тысячелетия в ритме смены исторических суперциклов, включающих три родственных мировых цивилизаций с учетом закона сжатия исторического времени, представлен в монографии «У истоков новой цивилизации» (1993). Однако для суждения на более отдаленную перспективу исходных данных пока нет.

До конца XXI века можно сформулировать три базовых сценария динамики цивилизаций: инерционный, катастрофический и инновационно-прорывной

Инерционный сценарий основан на экстраполяции сложившейся ныне тенденции динамики цивилизаций в переходную эпоху: длительный период затяжного кризиса, нарастание экологических и социодемографических угроз, низкие темпы экономического роста, углубления пропасти между богатыми и бедными, авангардными и отстающими странами, острые геополитические противоречия на грани военных столкновений при слабых регулирующими тенденциями со стороны ООН.

Катастрофический сценарий состоит  возможности самоубийственного столкновения цивилизаций, деградации вида homo sapiens, резкое усиление дефицита природных ресурсов и экологических угроз, вплоть до экологической катастрофы, утрата цивилизационного наследия и разнообразия, дальнейшее обострение геополитического противостояния и противоборства при бессилии ООН. Дальнейшим развитием этого сценария является гибель цивилизаций на планете Земля, деградация и завершение жизненного цикла  вида homo sapiens.

 Инновационно-прорывной сценарий состоит в преодолении цивилизационного кризиса и выход на повышательную волну седьмого цивилизационного цикла 20-30-х годов с ускорением темпов социально-демографического и экономического развития на основе становления гуманистически-ноосферной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства и повышения роли ООН как центрального звена регулирования цивилизационного развития при ведущей роли науки. К середине XXI века гуманистически-ноосферная цивилизация станет преобладающей в авангардных странах, а во второй половине века на всем земном шаре.

Инерционный сценарий является промежуточным, в конечном счете, сведется к катастрофическому или к инерционно-прорывному. В ближайшие два десятилетия наибольшей является вероятность катастрофического сценария, однако в последующие десятилетия будет усиливаться вероятность инновационно-прорывного сценария. Если мир цивилизаций сможет дать адекватный ответ на вызовы и угрозы  XXI века.

Сердцевиной позиивного сценария является становление интегральной гуманистически-ноосферной мировой цивилизации. Ее основные черты определны в монографиях Ю.В. Яковца «У исоков новой цивилизации» (2003), «The past and the future of civilizations» (2000), «Глобальные экономические трансформации XXI века» (2011), Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее» (том 2 – 2006, том 3 – 2009), Ю.В. Яковца, А.А. Акаева и Г.А. Савойского «Мир цивилизаций 2100: диалог 3 поколений» (2-е издание, 2019). Главные черты становления интегральной цивилизации:

— ее гуманитарная социальная ориентация, создание условий для всестороннего развития человека, повышения уровня и качества жизни населения;

— переход к ноосферному энергоэкологическому способу производства и потребления, гармоничная коэволюция общества и природы, сбережение природных ресурсов и оздоровление окружающей среды;

— приодоление депопуляции и обеспечение умеренного демографического роста и условий воспроизводства поколений, укрепление здоровья и повышение уровня жизни населения;

-переход в интегральному технологическому способу производства на основе научно-технологической революции XXI века, освоения базисных инноваций шестого, а затем седьмого технологических укладов, дальнейшей интеллектуализации технологий и ускоренного роста производительности труда;

— переход от рыночно-капиталлистического к интегральному экономическому строю, основанному на многоукладной, планово-рыночной экономике, социально-, экологически и инновационно ориентированной на оптимальном сочетании рыночной и не рыночной экономики, обеспечивающей приоритет развития элементов цивилизации (здравоохранение, образования, культуры, экологии, внутренней и внешней безопасности);

 — приоритетное развитие сферы духовного воспроизводства, возвышение науки, повышение фундаментальности, креативности и непрерывности образования на основе синтеза научной, образовательной и цифровой революции XXI века, возрождения высокой культуры и гуманистически-ноосферной нравственности, укрепление института семьи;

— становление устойчивого многополярного мироустройства на базе конструктивного диалога и взаимовыгодного партнерства цивилизаций и государств при ведущей роли системы ООН и усиления интеграционных связей межгосударственных и межцивилизационных объединений.

Становление основ гуманистически-ноосферной цивилизации осуществляется в авангардных странах с начала XXI века и к середине XXI века станет преобладающим при дальнейшем распространении на всю планету во второй половине XXI века. Это позволит избежать катастрофического сценария в результате столкновения и деградации цивилизаций.

8. Закон колебания научного маятника.

Наука – есть элемент цивилизации. Исходная база формирования цивилизаций и ноосферы около десяти тысячелетий назад. Сумма научных знаний является важной составной частью генотипа цивилизаций, меняется и обогащается с прогрессом цивилизаций, сменой исторических эпох.

Эпицентр научного прогресса взрывов научного творчества перемещается вместе с изменением центра цивилизационного прогресса. Формирование эмпирических знаний стало основой неолитической революции около десяти тысячелетий назад на Ближнем Востоке. Около пяти тысячелетий назад возникновение прикладных наук произошло в северной Африки в период Древнеегипетской цивилизации и стало основой формирования первого поколения локальных цивилизаций.

Созданы научные организации, осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования в области теории цивилизаций и стратегии их диалога и партнерства: Ассоциация прогнозы и циклы» (1990), Международный фонд Н.Д. Кондратьева (1992), Отделение исследования циклов и прогнозирования» (1996), «Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева» (1999), «Отделение цивилизационных исследований Международной академии глобальных исследований (2015), Ялтинский цивилизационный клуб (2016). С 2012 года издается «Международный научно-образовательный журнал «Партнерство цивилизаций». С 1988 года проводятся Междисциплинарные дискуссии (состоялось 40 таких дискуссий), с 2008 года цивилизационные форумы (состоялось 13 форумов). МИСК и ИНЭС, занимающиеся исследованием таких проблем получили консультативный статус при ЭКОСОС ООН.

Таким образом, за последние четверть века в России сложилась обширная цивилизационная школа, занимающая лидирующие позиции в мире и формирующая основы новой парадигмы обществознания, отвечающая реалиям XXI века.

9. Заключение. Факторы применения теории цивилизаций

Для эффективного использования интегральной теории цивилизаций необходимо 3 фактора, опережающее развитие фундаментальных и прикладных исследований в этой сфере, развитие цивилизационного образования новых поколений;

Организация управления обществом на национальном и глобальном уровнях с учетом требований теории цивилизаций.

9.1. Наука о цивилизациях (цивилиография)

Основы науки о цивилизациях – интегральной теории происхождения, эволюции, взаимодействия и будущего цивилизаций и построены на их базе стратегии становления интегральной гуманистически-ноосферной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций – уже в главных чертах сформированы. Это является центральным звеном интегральной парадигмы обществознания, отвечающей реалиям XXI века.

Однако новая отрасль общественных наук пока не получила признания в академических кругах России и других стран. Предстоит предпринять немало усилий для того, чтобы  это отрасль получила признание, вошла в классификацию общественных наук, в систему подготовки аспирантов и защиты диссертации. Этому будет способствовать формирование сайтов по цивилизациям на многоязычной основе, широкое распространение новых научных достижений в этой сфере на междисциплинарной основе. На это направлено создание Евразийского центра цивилизационных исследований и намечено создание многоязычного научно-образовательного интернет портала цивилизации.

Содействовать этому процессу может активное включение ЮНЕСКО в процесс формирования распространения главных положений науки о цивилизациях.

9.2. Цивилизационное образование

Вторым фактором является включение основных положений науки о цивилизациях в систему общего и профессионального образования, а также в дополнительное и дистанционное образование и повышение квалификации преподавателей общественных наук.

На это направлены разработанный Международным институтом Питирима Сорокина – Николая Кондратьева Международная программа цифрового цивилизационного образования новых поколений и создание Открытого университета диалога цивилизаций, издание цикла учебников для него и Международного научно-образовательного журнала «Партнерство цивилизаций». Необходимо включить преподавание основ науки о цивилизациях в систему высшего гуманитарного образования и подготовки педагогических кадров, а также организовать переподготовку и повышение квалификации преподавателей гуманитарных наук по этому предмету. Это обеспечит формирование мировоззрения новых поколений в духе восприятия системы ценностей собственной цивилизации, диалога и партнерства цивилизации. Будет способствовать становлению интегральной гуманистически-ноосферной цивилизации и устойчивого многополярного мироустройства.

9.3. Цивилизационное управление

Ключевым фактором практического использования интегральной теории цивилизаций является управление развитием общества на глобальном, национальном, региональном, муниципальном, отраслевом и корпоративном уровнях с учетом многогранности структуры  и динамики цивилизации, системы цивилизационных ценностей. В настоящее время уровень знаний управленческих работников в этой сфере крайне низок, что ведет к стратегическим просчетам и ошибкам. Необходимо сформировать систему цивилизационного образования для государственных и иных управленческих кадров со сдачей обязательного экзамена до вступления в руководящую должность как это было принято в Китае в течении 2 тысячелетий. Это относится и к руководящим работникам в системе ООН и других международных и региональных организаций.

Это обеспечит более быстрое и комплексное решение сложнейших задач управления цивилизационной динамикой, содействия диалогу и партнерству цивилизаций.

Литература:

  1. Яковец Ю.В. Лидерство российских ученых. Научный доклад. М.: ИНЭС, 2018. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: ИНЭС, 2006.
  2. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
  3. Кондратьев Н.Д. — М.: Наука, 1991.
  4. Кондратьев Н.Д. «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения». — М.: Экономика, 2002.
  5. Вернадский В.И. «Научная мысль как планетное явление». – М.: Наука, 1991.
  6. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. — М.: Дело , 1993;
  7. Черняк В.Б. Цивилиография (наука о цивилизациях) — М.: Международные отношения, 1996.
  8. Яковец Ю.В. История цивилизаций. 2-е изд. — М.: Владос, 1997.
  9. Моисеев Н.Н, Судьба цивилизаций. Путь Разума. — М. МНЭПУ, 1998
  10. Яковец Ю.В. THE PAST AND THE FUTURE OF CIVILIZATIONS. — The Edwin Mellen Press Lewiston-Queenston-Lampeter, 1999.
  11. Глобализация и взаимодействие цивилизаций, 2-е изд. — М.: Экономика, 2003.
  12. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущего. — М.: ИНЭС , 2006.
  13. Яковец Ю.В. Глобальные экономические трансформации XXI века. — М.: Экономика, 2011.
  14. Яковец Ю.В., Акаев А.А., Савойский А.Г. Мир цивилизаций 2100: научная утопия XXI века. Диалог трех поколений. — М.: МИСК, 2016.
  15. Основы долгосрочной стратегии глобального устойчивого развития на базе партнерства цивилизаций. М.: ИНЭС, 2011.
  16. Научные основы преодоления цивилизационного кризиса и выхода на траектория глобального устойчивого развития. — М.: МИСК, 2013
  17. Яковец Ю.В., Растворцев Е.Е. Система долгосрочных целей устойчивого развития цивилизаций. — М.: МИСК-ИНЭС, 2017.
  18. Стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций. — М.: ИНЭС, 2018
  19. Сорокин П.А. Учебник по элементарной теории права. — СПБГУ, 2010
  20. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, будущее цивилизаций», том 1. М.: ИНЭС, 2006.
  21. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: прошлое и будущее. — М.: ИНЭС, 2008.
  22. Диалог культур в глобальном мире. — М.:МГУ, 2017.
  23. Диалог культур и религий. — Казань: КФУ,2017.
  24. Бернал Джон Наука в истории общества. М.: Прогресс, 1956.
  25. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М: Наука, 1991.
  26. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика.
  27. Кун Т. Структура научной революции.  Перевод с англ. яз. И. З. Налётова. М., 1975.
  28. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее, тома 1-2. М.: ИНЭС, 2006.
  29. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизаций Путь разума. М.: ВНЭПУ, 1998.
  30. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1998.
  31. Тоффлер  Э. Третья волна. — М: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2004, с.6-261.
  32. Яковец Ю.В.Великая научная революция XXI века М.: МИСК, 2010.
  33. Яковец Ю.В. Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999.
  34. Яковец Ю.В. Эпохальны инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.
  35. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993.
  36. Яковец Ю.В. Глобальные экономические трансформации, М.: Экономика, 2011
  37. Яковец Ю.В. Лидерство российских ученых в формировании интегральной парадигмы обществознания. М.: ИНЭС, 2018.
  38. Яковец Ю.В. Русский циклизм: новое видение прошлого и будущего.
  39. Яковец Ю.В. Собрание сочинений в 5 томах. Второе электронное научное издание. М.: МИСК, 2018.

[1] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М.: Наука, 1991.

[2] Шторх А. Курс политической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие, М.: Экономическая газета, 2012.

[3] Фридрих Э. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М. 1884, стр.2

[4] Фридрих Э. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М. 1884, стр.80.

[5] Стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций. Научный доклад. 2-е издание. Редакторы: Садовничий В.А., Яковец Ю.В., Акаев А.А., М.: МИСК, 2018.