- Постановление президиума ЦК – о некоторых мероприятиях правительства Кубы в связи с агрессивными действиями США
- Инструкции Малиновского и Захарова Командующему группой советских войск на кубе
- Шифрограмма из Гаванны от резидента КГБ об обстановке на кубе 26 октября 1962
- Запись беседы А.И. Микояна с Президентом Дж. Кеннеди 29 ноября 1962
- Шифрограмма А.И. Микояна в ЦК КПСС о результатах встречи с кубинским руководством от 6 ноября 1962
- Шифротелеграмма Кузнецова в ЦК КПСС от 28 декабря 1962
Карибский кризис 1962 года (в США распространено название «Кубинский ракетный кризис», а на Кубе – «Октябрьский кризис») является одним из самых драматичных событий международных отношений. Его развитие могло привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до глобального военного столкновения. Никогда человечество не стояло так близко перед угрозой всемирной термоядерной катастрофы. На Кубе размещались советские ракеты с ядерными боеголовками, а США выражали готовность любой ценой устранить их с острова. Благодаря государственной мудрости и выдержке руководителей CCCР и США, которые в решающий момент оказались на высоте, кризис был разрешен мирно.
В США, начиная с провозглашения доктрины Трумэна, политика всех сменявших друг друга администраций исходила из идеи «сдерживания», иными словами сводилась к тому, чтобы постоянно держать СССР и его союзников под атомным прицелом. Были разработаны и постоянно шлифовались планы, рассчитанные на разрушение сотен советских городов («Дропшот», «Оффтэкл»).
Все это не составляло секрета для советского руководства. Ядерная угроза со стороны США как «дамоклов меч» висела над Советским Союзом, обязывая его постоянно искать средства укрепления собственной безопасности.
Еще одной причиной была провозгласившая «социалистическую ориентацию» Куба – союзник СССР. Незадолго до Карибского кризиса при прямом поощрении и поддержке правительства Соединенных Штатов состоялась высадка кубинских контрреволюционеров в заливе Кочинос. Несмотря на то, что эта акция закончилась провалом, на Кубу обрушился поток угроз, за которыми реально просматривались новые акты агрессии, причем уже с прямым участием американских войск. Кубе могла быть уготована та же участь, которая спустя два с лишним десятилетия постигла Гренаду (октябрь 1983 г.)
В ноябре 1961 г. в США началась разработка проекта «Мангуст», преследовавшего цель свержения коммунистического режима на Кубе с использованием политических, дипломатических, экономических, психологических и военных мероприятий.
В числе политических мер было исключение Кубы в январе 1962 г. из Организации американских государств; экономических – введение эмбарго на торговлю стран Латинской Америки с Кубой; психологических и идеологических – широкая пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию правительства Ф.Кастро; военных – разработка соответствующих оперативных планов, заброска террористических групп на Кубу. Для подготовки к вероятным военным действиям весной-летом 1962 г. США проводят вблизи Кубы военные учения «Лантфибекс 1-62» и «Квик кик».
В такой ситуации нависшая над Кубой угроза заставляла ее руководство искать пути обеспечения безопасности своей страны. 4 августа и 30 сентября между Москвой и Гаваной были заключены два соглашения о поставках из СССР оружия и военной техники, а когда Н.С.Хрущев предложил свой план ракетного щита, Ф.Кастро почти без колебаний принял его. В соглашение, выработанное летом 1962 г. в Москве с участием Рауля Кастро, Фидель внес добавления политического характера, которые согласовывались с нормами международного права: речь шла уже не только о «защите национальной территории Кубы», но и об «установлении военного сотрудничества и взаимной обороне» обеих стран. В свою очередь Хрущев, который постоянно подчеркивал, что установка ракет продиктована лишь целями защиты кубинской революции, одновременно хотел добиться определенного равновесия сил с США на международной арене.
Долгие годы на стороне Соединенных Штатов сохранялся колоссальный перевес ядерных вооружений. В 1962 г. США располагали почти 6000 ядерных боезарядов на всех видах носителей, а СССР имел лишь 300 таких зарядов. Межконтинентальных ракет у Советского Союза было всего несколько десятков.
Это породило у политического и военного руководства США т.н. «высокомерие силы», следствием которого в американских правящих кругах появилась убежденность, что Советский Союз можно окружить по всему периметру его границ своими военно-морскими и авиационными базами с ядерным оружием. По решению Совета НАТО 1957 г. в 1959-1960 гг. американские баллистические ракеты были размещены в Англии, Италии и Турции. Особую опасность для СССР представляли размещенные в Турции ракеты средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавшие городам в западной части Советского Союза, включая Москву и основные промышленные центры. При этом имелось в виду, что СССР не должен размещать свое ядерное оружие поблизости от территории США.
Несмотря на то, что к моменту кризиса Советский Союз значительно уступал США по многим параметрам военной мощи – количеству ракет, боеголовок, подводных лодок и бомбардировщиков с ядерным оружием, он имел возможность нанести по США удар такой силы, который был бы для них неприемлем. Такое состояние нельзя уподоблять паритету, который был достигнут лишь в конце 70-х – начале 80-х годов, однако осознание возможностей сторон в нанесении «сокрушительного возмездия» играло значительную роль в советско-американских отношениях.
В годы холодной войны отношения между СССР и США осложнялись в силу недопонимания мотивов и действий друг друга. Так, в самый разгар скрытой фазы Карибского кризиса 9 октября 1962 г. брат президента США Р.Кеннеди, занимавший пост министра юстиции сказал советнику по вопросам печати советского посольства Г.Большакову: «Нам порой кажется, что в Москве не всегда правильно интерпретируют нашу внутреннюю обстановку и поэтому предпринимают шаги, которые ведут к ненужному серьезному обострению наших взаимоотношений». [РГАНИ, ф.5, оп. 25, д. 150, л.2]
Решение о размещении на Кубе ракет было принято советским руководством в мае 1962 г., и тогда же Генштаб приступил к разработке операции по созданию Группы советских войск на Кубе (ГСВК) и переброске личного состава, оружия и военной техники, получившей кодовое название «Анадырь».
Командующим ГСВК назначили генерала армии И.А.Плиева (псевдоним «Павлов»). Основной ударной силой была 51-я ракетная дивизия, состоявшая из пяти ракетных полков, частей и подразделений обеспечения. Три полка были вооружены 42 ракетами Р-12. Два других полка были вооружены ракетами Р-14. Началась подготовка к развертыванию комплексов и строительство стартовых позиций. К концу октября примерно половина из 36 доставленных боевых ракет Р-12 была готова к заправке компонентами и стыковке с ядерными головными частями.
Операции «Анадырь» были присущи характерное для времен холодной войны тайное принятие важных решений, отказ от открытости в международных отношениях. Первый зампредседателя Совета министров СССР А.И.Микоян говорил в ноябре 1962 г. кубинским руководителям: «Главное условие успеха этого плана заключалось в том, чтобы осуществить его тайно. Тогда американцы должны были бы быть поставлены в очень трудное положение».[ АВП РФ, ф.104, оп.17, д.6а, л.87]
Желание осуществить план скрытно объяснялось и тем, что развертывание ГСВК и ракет не имело под собой правовой основы в отличие от размещения американских ракет в Европе (решение Совета НАТО 1957 г.) Межправительственный договор о вводе советских войск на Кубу должен был быть подписан и обнародован только в ноябре 1962 г. По официальной версии размещение ядерных ракет на острове объяснялось сугубо оборонительными целями, желанием защитить суверенитет Кубы, а не намерением использовать их против США в наступательных целях.
Отчасти именно секретность советской акции и вызвала крайне отрицательную реакцию американской стороны. Ответ США был традиционный, в духе того времени: были предприняты меры по ограничению судоходства и торговли с Кубой, установлено наблюдение за поставками на остров оружия и военной техники, организован призыв в армию дополнительно 150 тыс. резервистов (7 сентября 1962 г.), проведены маневры НАТО «Фолекс-62» для отработки действий в условиях обмена массированными ядерными ударами. Советский Союз на демонстрацию силы ответил тем же: в начале октября в Польше и ГДР, а затем и в Чехословакии были проведены учения войск Варшавского Договора.
14 октября 1962 г. самолет-разведчик Lockheed U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил и сфотографировал в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12, и события стали развиваться настолько стремительно, что конфликт грозил вылиться в обмен ядерными ударами между СССР и США и перерасти в мировую ядерную войну.
В США был создан специальный орган кризисного управления – Исполнительный комитет. Некоторое время заседания Комитета носили секретный характер, однако 22 октября Дж.Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского наступательного оружия. Была введена блокада Кубы.
Вначале советская сторона отрицала наличие на острове ядерного оружия, затем – уверяла Вашингтон в сдерживающем характере размещения ракет. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании СБ ООН. Американцы всерьез обсуждали силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облет U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, т.е. начало бомбардировки повлекло бы пуск этих ракет, что неминуемо привело бы к войне.
Участились дипломатические контакты между главными участниками конфликта и повысился их уровень. 18 октября советский мининдел А.А.Громыко встретился с президентом США Дж. Кеннеди, а затем с государственным секретарем Д.Раском. 23 октября в советском посольстве в Вашингтоне состоялась неофициальная встреча посла СССР А.Ф.Добрынина с Р.Кеннеди.
На встрече с президентом А.А.Громыко вновь повторил, что «наша помощь преследует исключительно цели содействия обороноспособности Кубы и развития ее мирной экономики». Кеннеди в свою очередь заверил, что у его правительства нет планов нападения на Кубу.[ АВП РФ, ф.104, оп.17, д.6а, л.10]
24 октября 1962 г. и.о. генерального секретаря ООН У Тан обратился к Хрущеву и Кеннеди с призывом «воздержаться от любых действий, которые могли бы обострить положение и принести с собой риск войны», а также предложил заинтересованным сторонам собраться для того, чтобы разрешить возникший кризис мирным путем и нормализовать положение в Карибском море. .[ АВП РФ, ф.104, оп.17, д.6а, л.3-4]
Хрущев в ответной телеграмме У Тану от 25 октября приветствовал эту инициативу и заявил о своем согласии с предложением, отвечающим интересам мира. [Газета «Правда», 26 октября 1962] Кеннеди также заверил У Тана в своем желании достичь мирного решения вопроса.
Однако, несмотря на интенсивные советско-американские контакты и подключение ООН, эскалация кризиса нарастала. 26 октября Хрущев направил в посольство США в Москве письмо, содержавшее призыв к сдержанности и благоразумию: «Не знаю, можете ли Вы понять меня, поверить мне. Но я хотел бы, чтобы Вы поверили сами себе и согласились с тем, что страстям нельзя давать волю, надо ими владеть. Поэтому, если нет намерения затягивать этот узел и тем самым обрекать мир на катастрофу термоядерной войны, то давайте не только ослаблять силы, натягивающие веревки, давайте принимать меры для развязывания этого узла. Мы на это согласны.» [АВП РФ, ф. 059, оп. 46, п. 89, д.437, лл.47, 52]
27 октября Москва выступила с компромиссным предложением, впоследствии послужившим основой урегулирования кризиса. СССР согласился вывести с Кубы ракеты и развернуть направлявшиеся к острову советские корабли при условии, что правительство США обязуется уважать неприкосновенность границ Кубы и откажется от вооруженной агрессии против нее. Напряженность стала постепенно спадать.
В результате последовавшей сложной дипломатической борьбы 20 ноября американская морская блокада Кубы была снята. В ноябре-декабре 1962 года советские пусковые установки были демонтированы, ракеты и часть военного персонала были отправлены в СССР. Позднее были вывезены и американские ядерные ракеты из Турции. А еще через полтора месяца интенсивных переговоров была подведена формальная черта под окончательным урегулированием — 7 января 1963 года вопрос о Карибском кризисе был снят с повестки дня Совета Безопасности ООН.
В ходе Карибского кризиса мир опасно балансировал на грани войны – в условиях, когда армии обеих стран были приведены в повышенную боеготовность, ситуация неоднократно грозила выйти из-под контроля руководителей государств, существовала возможность несанкционированного применения ядерного оружия. В стремлении не допустить возможности повторения подобного развития событий, обе стороны согласились с необходимостью избегать опасности умышленного или непредумышленного развязывания ядерной войны и в этих целях разработать необходимые механизмы, первым из которых стало соглашение об установлении прямой связи (первой «горячей линии») между Кремлем и Белым домом. Начались поиски смягчения международной напряженности, и 1963 год ознаменовался подписанием ряда важных документов, включая Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой.
Резюмируя, можно отметить, что в результате большой дипломатической работы по преодолению кризиса интересы обеих сторон оказались учтенными: советские ракеты с Кубы были удалены, а американцы обязались не нападать на Кубу и вывезти свои ракеты из Турции. Вашингтону также пришлось согласиться с присутствием на кубинской территории советского военного персонала.
Преодоление самого опасного послевоенного кризиса продемонстрировало всему миру, что ядерной войны можно избежать и что даже самые острые международные конфликты могут и должны разрешаться на основе компромиссов и исключительно мирным путем. Этот вывод весьма актуален и в наши дни. Ядерным державам и т.н. «околоядерным» в международных делах необходимо руководствоваться чувством высочайшей ответственности перед своим народом и народами всего мира и всячески стараться не допускать непродуманных действий и ошибок, грозящих подобными кризисами. Им надлежит проявлять крайнюю осторожность и мудрую сдержанность при принятии решений, способных затронуть судьбы человечества.
Источник: Историко-документальный департамент МИД РФ
Постановление президиума ЦК – о некоторых мероприятиях правительства Кубы в связи с агрессивными действиями США
Источник: https://nsarchive2.gwu.edu/rus/CubanMissileCrisis.html
Инструкции Малиновского и Захарова Командующему группой советских войск на кубе
Источник: https://nsarchive2.gwu.edu/rus/CubanMissileCrisis.html
Шифрограмма из Гаванны от резидента КГБ об обстановке на кубе 26 октября 1962
Источник: https://nsarchive2.gwu.edu/rus/CubanMissileCrisis.html
Запись беседы А.И. Микояна с Президентом Дж. Кеннеди 29 ноября 1962
Источник: https://nsarchive2.gwu.edu/rus/CubanMissileCrisis.html
Шифрограмма А.И. Микояна в ЦК КПСС о результатах встречи с кубинским руководством от 6 ноября 1962
Шифротелеграмма Кузнецова в ЦК КПСС от 28 декабря 1962
Источник: https://nsarchive2.gwu.edu/rus/CubanMissileCrisis.html